в сети
Прокрутить вниз

Реставрация Собора Успения Пресвятой Богородицы
на Городке в Звенигороде

памятник раннемосковского зодчества.
Построен в самом конце XIV века (1396-1399)

реставрационные работы
Успенского собора на Городке

Успенский собор на Городке
реставрационные работы

Белокаменный четырёхстолпный одноглавый храм в Звенигороде Московской области, памятник раннемосковского зодчества.
Построен на рубеже XIV и XV веков.
Комплексные реставрационные работы по восстановлению оконных проёмов на Успенском соборе на Городке, были поделены
на три основных этапа: реставрация окон апсид, центральных окон южного и серверного фасада с окнами первого яруса юга и
восстановление растесанных окон второго яруса юга, запада и севера.

Реставрация на Успенском соборе

реставрационные работы этап 1., 2012-2014 гг.

Состояние окон в апсидах храма было неудовлетворительное, почти полностью уничтоженные в результате переделки 19 века, основной объём окон был растесан и выложены из кирпича новые окна с полуциркульными перемычками.
От первоначальных проёмов сохранились лишь верхние остатки завершений с просевшими замковыми камнями, грубо забученные кирпичом.
Примыкающая к окнам кладка имела трещины на швах, полуколонны, идущие вдоль оконных проёмов на уровне переделки 19 века, местами растесаны или полностью утрачены.

До настоящего времени сохранилось только одно окно в центральной апсиде, которое частично послужило образцом для понимания внешнего облика и принципа постройки первоначальных окон. Чтобы не нарушить общий конструктив здания, реставрацию окон в апсидах было решено проводить поштучно с севера на юг, начав с противоаварийной консервации оконных завершений.
Для этого компании, были разработаны и изготовлены металлические поддерживающие бандажи-распоры, позволяющие разобрать более поздние окна и провести реставрационные работы без риска обрушения завершений. Все просевшие замковые камни были предварительно поставлены на место и проиньектированы.

Перед началом белокаменных работ был разработан состав кладочного раствора, соответствующий прочностным характеристикам первоначальному раствору 14 века.
Утраченные подоконники и откосы окон воссоздавались из блоков известняка, плотность и цвет которого подбирался максимально близко к первоначальному камню. Специфика и уникальность белокаменных работ на памятнике Успенского собора заключалась в том что мастера 14 века выполняя работы по строительству храма использовали исключительно ручной труд, что привело к созданию уникального памятника архитектуры с не повторяющимися окнами, дверными проёмами, порталами лестницами и ступенями.

Даже каждый белокаменный блок в кладке разный, так как «притёсывался по месту», а также на форму и внешний вид памятника наложились многочисленные деформации которым подвергся памятник за столетия. При проведении белокаменных работ приходилось учитывать уникальность изготовления каждого каждого элемента окна, ассиметричность разнонаправленность откосов интерьера и откосов фасада окон, учитывать волнообразность стен и винтообразность осей.
Также как и в 14 веке тщательно притесывать блоки по месту друг к другу, толщина швов на памятнике 1-3 мм. После воссоединения откосов и подоконников, с поверхностей вновь возведённых блоков были удалены все признаки механической обработки, была воссоздана фактура камня 14 века.
Благодаря этому вновь выстроенные массивы белого камня гармонично вписались в общий стиль и характер памятника.

Компания ООО «Реставраторъ», восстановила полуколонны, большинство утраченных были воссозданы заново, но небольшую часть, найденную при археологических изысканиях, удалось вернуть на место.
По окончании белокаменных работ, укрепляющие бандажи завершений оконных проёмов были демонтированы, что позволило произвести реставрационные работы на завершениях окон.

После расчисток от более поздних наслоений и удаления ремонтных «заплаток» 18-19 вв., была произведена вычинка и докомпоновка утрат белого камня, зачеканка швов реставрационным раствором, инъектирование стен апсид. По образцу сохранившийся первоначальной решётки центрального окна, были воссозданы кованые решётки всех четырёх реставрируемых окон.
В результате проведённого этапа реставрационных работ в апсидах Успенского собора были полностью отреставрированы пять оконных проёмов, был восстановлен первоначальный облик восточного фасада.
Работы проводились в несколько сезонов в период с 2012 по 2014 гг.

реставрационные работы этап 2., 2015-2017 гг.

Следующий этап реставрационных работ компания ООО «Реставраторъ», проводила на северном и южном фасаде:
реставрация двух центральных окон второго яруса севера и юга, реставрация двух окон первого яруса юга.
Как и оконные проёмы апсид, реставрируемые окна южного и северного фасада почти полностью утрачены в результате переделки окон в 19 веке.
На первом ярусе окон юга сохранились часть камней конусных арок и узкие полосы частей откосов, от центральных окон второго яруса навершие киля декоративного полувала обрамлявшего окно на юге и отпечатки откосов на чудом сохранившихся подоконниках, тем не менее этих следов оказалось достаточно чтобы определить размеры утраченных проёмов, направления откосов, количественное наполнение завершений конусных арок.
Выяснилось также что стены основного четверика собора намного толще чем стены апсид, поэтому для реставрационных работ на южном и северном фасаде использовали более массивные каменные блоки, что также соответствует обмерам первоначальных камней вокруг оконных проёмов.

Все основные принципы и наработки, связанные с спецификой памятника, выявленные во время проведения работ по реставрации оконных проёмов апсид, компания в полном объёме примениоа и при проведении работ на северном и южном фасаде.
К специфике воссоздания окон северного и южного фасада можно отнести уникальные работы по воссозданию завершений окон, состоящих из многосоставных, равнонаправленных усечённых конусных арок , а также работы по изготовлению полувалов с килем, «кокошников» вокруг центральных окон второго яруса.
Благодаря проведённому комплексу реставрационных работ на фасадах севера и юга компании ООО «Реставраторъ», удалось восстановить часть оконных проёмов, придать им первоначальный вид, данный этап проходил в период с 2015 по 2017 гг.

реставрационные работы этап 3., 2017 г.

Третий этап реставрационных работ по восстановлению оконных проёмов связан с реставрацией боковых окон второго яруса юга и севера, а также окон запада.
Решение объединить данные работы в один комплекс реставрационных работ, связано с тем, что при проведении исследований выяснилось, что по сравнению с почти полностью утраченными окнами, в результате переделки 19 века, данные окна подверглись переделке в 17 веке, и если во внешних частях с фасада и интерьера они остались в первозданном виде, то внутренняя часть откосов и перемычек оказалась полностью растесана.
К тому же специфика работы с белым камнем не позволяла провести реставрационные работы в данном материале, поэтому данные окна было решено восстановить способом докомпановки.
Был выбран специальный докомпановочный состав, который при высыхании полностью соответствует характеристикам белого камня, для данного вида работ он был специально отколерован в цвета белого камня на памятнике, таких цветовых составов оказалось четыре.
Работы производились следующим способом: расчистка от покрасок, удаление поздних штукатурок, армирование базальтовой арматурой мест с наиболее толстым нанесением раствора, адгезирующий слой и далее послойное нанесение докомпоновочного реставрационного материала.
После нанесения основной массы раствора, восстановления откосов, геометрии конусных арок, наносился финишный , цветной слой, с имитацией следов тёсанного камня.
В конце работ и только в интерьере помимо подбора цветов докомпановочного материала были применены акварельные тонировки.

В 2017 году был закончен последний этап реставрационных работ по восстановлению оконных проёмов на Успенском соборе.
В результате проведённых уникальных работ все фасады памятника обрели первоначальный внешний вид .

Еще больше реставрационных работ на Соборе с 2013-2018 гг.

Реставрационные работы кровли.

В 2017г. Начались работы по реставрации кровли, на сегодняшний момент ведутся подготовительные работы.

реставрация Звенигородского Успенского собора

Ведутся исследования под руководством архитектора-реставратора
Г.С. Евдокимова.

Найдены детали завершений закомар и фрагменты водомётов. Их обмеряют и наносят на чертежи. Проводимые исследования помогут понять, каким был первоначальный вид памятника. Одно из завершений уже сложилось (видно на фотографиях). Осталось подобрать к нему валы.

реставрация Звенигородского Успенского собора
реставрация Звенигородского Успенского собора
реставрация Звенигородского Успенского собора
01.
© 2017- 2021 / ООО «Реставраторъ», лицензия МКРФ № 04289.
Вернуться наверх