Реставрационная мастерская
Реставраторъ

Реставрация | Реконструкция | Консервация

Реставрация Успенского собора Звенигород

Научная реставрация Звенигородского
Успенского
собора

Клиент:

Саввино-Сторожевского
ставропигиального монастырь

Завершенный:

Сезоны: 2009-2018

Объект:

Федерального значения

Работа:

Реставрация

Реставрация Памятника раннемосковского зодчества

Уникальный памятник, Белокаменный четырёхстолпный одноглавый храм в Звенигороде Московской области.
Построен на рубеже XIV и XV веков.

Реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения,
Мастерская «Реставраторъ» начала в 2009 году.

Собор построен из белого камня, в технике так называемой полубутовой кладки.
Храм упоминается во всех курсах по истории русской архитектуры или русской иконописи.

Первый
этап реставрации
Сезоны: 2009-2010 гг.

Были воссоздан частично утраченный скульптурный декор:
дыньки с косичками-перевязими, сложнопрофилированный цоколь с декоративными элементами когтями.

Реставрация Звенигородского собора – это не просто реставрация, но прежде всего научная реставрация.

Особую ценность памятника и его особую значимость как образцового памятника для изучения истории раннемосковской архитектуры.



реставрация Успенского собора, 2009-2010 гг.

Второй
этап реставрации
Сезон: 2011 г.

Реставрациянная мастерская, провела работы по реставрации резных белокаменных элементов фасадов здания.

В ходе работ было восстановлено восемь резных капителей, отреставрирован резной пояс и два портала на северном и южном фасаде.



реставрация Успенского собора, сезон: 2011 г.

Третий
этап реставрации
Сезоны: 2012-2015 Сезон: 2017 г.

Производились реставрационные работы по восстановлению оконных проёмов.

Восстановлено 14 искажённых в начале XIX века окна храма,
4 окна апсид, 2 окна нижнего яруса, 8 окон верхнего яруса четвёрика.

В ходе работ по реставрации оконных проемов храма и его подпружных арок были получены новые данные о технике выкладки первоначальных проемов.

Также уточнена техника возведения кладки стен, исследован характер забутовки.



реставрация Успенского собора, 2012-2015 гг., и 2017 г.

Четвертый
этап реставрации
Сезон: 2016 г.

Реставрационные работы в интерьере собора.

Со стен и столбов были удалены вредящие белому камню цементные штукатурки, разобраны поздние кирпичные арки в подпружных арках собора,
произведена вычинка и докомпановка утрат белого камня, восстановлены и укреплены металлические связи храма.



реставрация Успенского собора, сезон: 2016 г.

Фрески
Андрей Рублёва
Сезон: 2016 г.

Во время реставрационных работ в подпружных арках собора были найдены фрагменты
первоначальной фресковой живописи,
автором которых является Андрей Рублёв.

В результате проведённых реставрационных работ, найденные росписи представлены в экспозиции храма.



Фрески Андрея Рублёва

Пятый
этап реставрации
Сезон: 2018 г.

На кровельной части собора, ввиду неудовлетворительного руинированного состояния оснований закомар,
ендов и постамента барабана, были выполнены реставрационные противоаварийные работы.

Разрушенные белокаменные блоки были восстановлены, произведены работы по зачеканке швов и инъектированию основания закомар и постамента барабана.

При разборе поздних белокаменных закладок ендов были найдены белокаменные фрагменты валов и тимпанов закомар.



реставрация Успенского собора, сезон: 2018 г.

Кропотливая и невероятно
ответственная работа

Работа с белым камням сверхсложная, осуществлять ее может лишь незначительный круг специалистов.
Команда Александра Романова является, одной из немногих в Росиии,
которая проводит практически ювелирную работу по восстановлению Собора.

Что потверждается такими экспертами как:
- А.Л. Баталов, архитектор-реставратор высшей категории.
Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля.
- О. В. Рыжко, архитектор-реставратор высшей категории.
Руководитель архитектурно-реставрационной мастерской ООО «Проектное бюро».
- Г.С. Евдокимов, архитектор-реставратор высшей категории.
«Центральные научно-реставрационные проектные мастерские».